Українська література 8 клас - Плани-конспекти - В. В. Паращич 2010

Додаток до уроку № 41
Світ української поезії

Ангел (гр. angelos — посланник, вестник) — в иудаизме, исламе и христианстве — неорганические разумные существа, созданные Богом и служащие в качестве посредников между Ним и людьми.

Слово «Ангел» употребляется в Библии в различных значениях: по отношению к Сыну Божьему, Иисусу Христу, и по отношению к людям — пророкам, священникам и епископам церквей, а также по отношению к неодушевленным предметам и явлениям природы, когда они предстают вестниками гнева Божьего. В собственном и узком смысле слово «Ангел» в Библии обозначает личные, духовные существа, сотворенные Богом; они возвещают людям волю Божью и исполняют на земле Его веления.

Как неоднократно отмечали христианские богословы, в Пятикнижии и отчасти в других книгах до Вавилонского плена учение об Ангелах не имеет достаточной ясности. Там иногда ангел называет себя Богом или видевший Ангела называет его Богом; вестник то отличается от Него, то сливается с Ним. Некоторая неопределенность библейского учения об Ангелах объяснима, видимо, своеобразным взглядом Библии на отношение Ангела к Богу и к людям. Ангелы в верованиях еврейского народа не имеют самостоятельного значения; они не боги и не полубоги, а только слуги и исполнители воли Господа. О них человек знает настолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признать Божественное провидение. Например, когда Господь явился Аврааму, последний увидел трех лиц, а в последующем рассказе эти лица выступают то как несколько, то как одно; два из них отправились в Содом для спасения Лота, и они называются Ангелами; одно же остается с Авраамом и называется Господом. Равным образом Бог или Ангел Божий явился Моисею в горящей купине, а св. Стефан, напоминая об этом событии, называет явившегося Моисею то Ангелом, то Богом.

Ангелы в Библии называются различными именами. Обычное название их — «вестник». Они называются «сынами Божьими», «святыми», «живущими на небесах», «воинством небесным», «духами». Святое Писание, кроме того, упоминает о различных чинах ангельских: херувимы, серафимы, начала, власти, господства, силы, престолы, архангелы.

В Библии упоминаются также три собственных имени Ангелов: Гавриэль, или Гавриил,— «Бог есть сила»; Михаэль, или Михаил,— «кто, как Бог»; Рафаэль, или Рафаил,— «исцели, Боже». В 3-й Книге Ездры еще упоминаются Ангел Иеремии л — «высота Божья» — и Уриил — «свет мой — Бог», а раввины признавали имена и других Ангелов.

Ангелы часто выступают в повествованиях Танаха, или Ветхого Завета. Так, Ангел дважды являлся Агари в пустыне и говорил с нею; Ангелы предсказали Аврааму рождение Исаака и вывели Лота из Содома; Ангел воспрепятствовал Аврааму осуществить заклание своего сына; Иаков, заснув, видел Ангелов, которые во множестве восходили до неба по лестнице и сходили с нее; Ангел являлся Валааму и указывал ему, что делать; Ангел, с мечом в руке, обещал Иисусу Навину сражаться вместе с ним против неприятеля; Ангел напоминал народу о благодеяниях и желаниях Божьих; Ангел передал Гедеону поручение освободить народ; Ангел возвестил о рождении Самсона. В иудаизме Ангелы, в отличие от христианского подхода, не обладают свободой воли, но являются «инструментами» в руках Всевышнего.

В Новом Завете рассказывается о подобных же явлениях Ангелов — Захарии, Пресвятой Деве, праведному Иосифу, пастухам вифлеемским, святым женам после Воскресения. Спаситель говорит об Ангелах малых детей, которые видят лицо Божье; об Ангелах, которые будут присутствовать на Страшном суде и отделят добрых от злых; об Ангелах, которые обитают на небесах и которым уподобятся избранные.

Ангелы также являются слугами Божьими, которым поручается защищать праведных, расстраивать козни демонов, возносить молитвы людей к Богу; отводить душу в загробную жизнь; отделять добрых от злых на последнем Страшном суде. К каждому из людей приставлен Ангел для помощи ему в добрых делах; такой Ангел обыкновенно называется Ангелом-хранителем. Каждый народ также имеет своего Ангела, который служит его хранителем.

Верование в Ангелов-хранителей не было особенностью иудеев и христиан; оно существовало и у древних греков, и у других народов. Апостол Павел говорит, что Закон и Откровение Моисеевы даны иудеям через Ангелов. Хотя в Св. Писании рассказывается о явлении Ангелов людям в человеческом виде, однако не утверждается, что им свойственно иметь тело. Ангелы невидимы, только по видимости принимают пищу, которую предлагают им.

Ангелы составляют неисчислимое множество. Они — существа, сотворенные Богом для творения видимого мира; они духовны и бестелесны; если они принимают видимый образ — это только случайная форма, а не подлинное их бытие. Для Ангелов не существует наших пространственных условий, но они не вездесущи. Ангелы более совершенны, чем даже первозданный человек, но в совершенстве ограничены; несмотря на быстроту и глубину разумения, не всеведущи; несмотря на чистоту и святость, могут подвергаться искушениям.

В сочинении «О небесной иерархии», приписываемом св. Дионисию Ареопагиту, на основании ветхозаветных и новозаветных писаний Ангелы разделяются на три иерархии, каждая из которых, в свою очередь, разделяется на три лика. Первая иерархия: серафимы, херувимы, престолы, непосредственно близкие к Богу. Вторая иерархия: господства, силы, власти, осуществляющие Божественное мировладычество. Третья иерархия: начала, архангелы, ангелы, непосредственно близкие к посюстороннему миру. Какое значение имеют степени ангельских иерархий — до сих пор однозначно не прояснено.

(Из «Энциклопедия религии»)